Один человек привык приходить к мистику Экнаху многие годы. Он бы преданным, но в его уме было сомнение, которое постоянно терзало его. т так как учителя всегда окружали ученики - он не мог задать вопрос. Однажды он пришел очень рано - еще до восхода солнца.
Тому, кто останавливается, отдавать будет страшно; На это способен только идущий вперед, ведь тот, кто остановился, вынужден заняться накоплением собственности
Когда ты начинаешь медитировать, возрождается твоя детскость, снова оживает восприимчивость, а переживания, ощущения углубляются. Что бы ни случилось, это затрагивает самые глубины твоего существа, превращаясь в проблему для тебя, твоей семьи и друзей, которые не понимают, что с тобой происходит. Они возлагали на медитации большие надежды, думали, что после них человек станет более спокойным.
Смысл удовлетворения именно в этом — когда средства становятся целью.
Если ты неудовлетворен, недоволен — это потому, что средства и цель для тебя разные вещи. Ты используешь средства, чтобы достичь какой-то цели. А наш ум живет целями. Так что, пока у тебя в жизни есть какие-то цели, — даже если это освобождение, Божественное, мир и счастье, — пока тебе есть к чему стремиться и чего достигать, ты так и останешься лавочником. И пока это так, в твоей жизни не будет той благодати, которая нисходит на жизнь медитирующего.
Ищущий может следовать двумя путями: путем силы и путем покоя. Путь силы — это не тот путь, который ведет к истине, это путь, ведущий к эго. И не важно, что дает тебе эту силу — деньги, положение в обществе или распевание мантр.
Как только мы говорим «душа», она представляется нам какой-то вещью, неким застывшим образованием. Будда говорит, что человек — это поток, беспрерывное течение, что-то наподобие пламени свечи. Мы можем увидеть это пламя, но это не статичный объект; каждое мгновение пламя меняется, оно принимает все новые очертания. Будда говорит, что нет ничего вечного, кроме изменений. Неизменны только изменения. Не существует никаких вещей, только процессы, происходящие в эту секунду.
Ты можешь проглотить содержимое всех священных книг и забить свою голову знаниями о брахмане. Ты можешь послушать историю из Упанишад о птице-наблюдателе, можешь выучить наизусть все притчи, можешь даже попробовать изобразить из себя санньясина, научиться его походке и манере речи, но твой внутренний голос, идущий из глубин твоего существа, будет по-прежнему настаивать, что все идет как-то не так.
"Человек - это радуга, все ее семь цветов. В этом его красота, в этом же его проблема. Человек многогранен, многомерен. Он не прост, - он бесконечно сложен. И из этой сложности рождается та гармония, которую мы называем Богом - божественная мелодия. Человек - это мост между животным и божественным. Животные бесконечно счастливы, им чужды заботы и неврозы. Бог бесконечно счастлив и сознателен. Человек пребывает как раз между ними. Оставаясь в преддверии, он всегда колеблется - быть или не быть?
Иисус сказал: «У тех, кто имеет это, отнято будет, а не имеющим это, дадут им». Запомни эту фразу, она верна и по отношению к счастью. Любое счастье обязательно испарится. Так что не цепляйся за него: пусть радости уходят, отпускай свое счастье, делай это легко, тогда никто не сможет отнять его у тебя. Если ты поступишь именно так, счастье снова и снова будет приходить к тебе.
Ошо, мастер дзэн Хотей странствовал с котомкой на плечах, доверху заполненной конфетами. Он раздавал их детям, с которыми играл. Когда ему случалось встретить последователя дзэн, он кланялся и произносил только одну фразу: «Пожалуйста, подайте монетку». А когда его просили посетить храм и провести там беседу, он отвечал точно так же: «Пожалуйста, подайте монетку». Как-то раз Хотей играл с детьми, и к нему подошел дзэнский монах. Он спросил: «В чем смысл дзэн?» Не сказав ни слова, Хотей уронил свою котомку на землю. Тогда монах задал другой вопрос: «Что значит "достигнуть" в дзэн?» Хотей, улыбнувшись, поднял котомку, повесил ее на плечо и пошел прочь. Впоследствии тот монах стал очень знаменитым мастером дзэн. Не мог бы Ты объяснить смысл этого диалога?
Ошо, Ты говоришь, что нельзя идти против природы. Как же нам вести себя в океане природы — плавать или просто держаться на поверхности воды? Дружить нам с природой или враждовать? На какой ступени стоит человек, который наносит природе вред? Еще Ты рассказывал нам о том, как достичь согласия с природой, когда ты не плывешь по ее реке, размахивая руками, а просто лежишь на воде. И какова в этом контексте суть выражения «Нахин Рам Бин Таон» — «Нет иного прибежища, кроме сущего»? Пожалуйста, объясни нам это.
Ошо, вчера Ты говорил нам, что двойственность присуща уму от природы, что противоположность присутствует всегда. Учитывая это, отпускание кажется почти невозможным, ведь рядом с ним будут и недоверие, и ненависть, и сомнения. В конце концов, мы — это всего лишь наш ум! Как может случиться недвойственное отпускание? Верно ли, что отпускание случается где-то вне пределов ума и его нектар понемногу просачивается к тебе, трансформируя ум? Объясни, пожалуйста.
Вот почему детям так сложно лгать: когда ты говоришь им неправду, тебя выдают не только слова. Ты обманываешь, а у тебя на лице написана вся фальшь твоих слов. Твои глаза говорят: «Неправда»; твои руки, прикасаясь к ребенку, твердят: «Вранье». А ребенок очень близок жизни; взрослые этого, наверное, не осознают, но ребенок тут же понимает, что ты говоришь неправду, — ты показываешь это всем своим видом. Так что детей крайне сложно обмануть, пока они еще не очень испорчены.
Ошо, медитация повышает восприимчивость. Но с такой повышенной восприимчивостью жизнь усложняется, поскольку, когда реакции ума усиливаются и обостряются, каждая мелочь заставляет чувствовать себя так, будто на кону вся твоя жизнь. Как нам в этой ситуации отыскать середину, как найти равновесие?
Если ты на самом деле любишь своего ребенка, ты изменишься. Если же ты его не любишь, то будешь и дальше кричать и возмущаться, что ребенка портят, что общество на него дурно влияет, что всё — хуже некуда. Но ребенок никогда не становится испорченным по вине общества, причина его испорченности — в тебе.
Важно увидеть, что в природе Божественного — убирать старое, уничтожать завершенное и привносить незавершенность. Старые листья должны опасть, а новые Побеги прорасти. Божественное играет на стороне нового против старого; мы же отдаем предпочтение старому противимся новому. Для нас старое — это золото! А о новом мы говорим только: «Это же новое — как ему можно доверять?" Вот почему чем древнее священная книга, тем большее благоговение она у нас вызывает; чем старше религия тем она для нас ценнее. И вот все религии всеми правдами и неправдами пытаются доказать, что они — самые старые, что их священные книги самые древние.
Лао-цзы рассказывал, что однажды он видел, как перевернулась повозка, запряженная волами. В ней ехали несколько человек. Двое погибли, а третий был при смерти, у него были поломаны руки и ноги.
Но был еще и четвертый, который остался цел и невредим. Когда повозка перевернулась, его отбросило в сторону и он упал спиной на дорогу. Там он и лежал. Лао-цзы удивился, что человек может быть настолько расслаблен, и подошел узнать, все ли с ним в порядке. Оказалось, что человек был в стельку пьян. Те трое, которые были вменяемы, или погибли, или получили травмы, а человек, который вообще ничего не соображал, — настолько, что даже не понял, что повозка перевернулась, совершенно не пострадал. Он находился в столь бессознательном состоянии, что ему было все равно, в повозке он лежит или на дороге.
Жизнь — это тоже искусство. Вся жизнь зависит от собственных взглядов и убеждений, от реакций на те или иные ситуации. Каждую минуту мы оказываемся вовлечены в радостную или неудачную ситуацию. И это всего лишь ситуации. Глупый человек способен превратить эти ситуации в проблемы, в то время как разумный воспринимает проблемы как разрешаемые ситуации. Глубина познания рождается не в размышлениях, а в перманентном состоянии осознанности, которая невозможна без медитации.