ОМ СВАСТИ! Простираюсь пред владыкой учений, Спонтанно возникшим Венцом победоносного знамени реализации, Прошедшим - двухступенчатое очищение; Неотделимым от царственного тела великого блаженства и будда-поля; Неустанно проявляющим спонтанный поток деяний В соответствии с нуждами практикующих. Достославное тело Ваджрадхары, Неотделимое от трёх тел - Таков владыка Ваджрадхара, помогающий всем существам достичь зрелости и освобождения.
Никто не сможет доподлинно изложить историю его жизни, И всё же я возьмусь написать о нём и о линии Кагыо то, Что доступно пониманию обычных людей. Владыка трёх миров и царь дхармы, Ваджрадхара, есть воплощение будд трёх времён, природа Трёх Драгоценностей и сущность трёх кай будды. До тех пор, покуда не иссякнет океан сансары, он будет помогать всем живым существам достигать зрелости и освобождения. Учитель есть Будда. В тантре «Четен Цекпа» сказано: Простирайтесь пред ламой, Воплощением всех будд И корнем Трёх Драгоценностей, Ибо он обладает сущностью Ваджрадхары.
В «Домпа Гьяцо» говорится: Воздай почести лотосным стопам Ваджрадхары, Чьё тело драгоценно, как сокровище. По его милости Мгновенно нисходит великое блаженство. В «Домпа Джунгва» написано: Гуру есть Будда и Дхарма; Точно так, как гуру есть Сангха. Гуру - достославный Ваджрадхара, Он - творец всего сущего. Не слишком удачливые существа, лишённые ока преданности, недоумевают, как может Ваджрадхара быть духовным учителем. Тем, кто так думает, стоит прочитать следующие строфы из «Ваджрного шатра»:
Я - Ваджрасаттва - Тот, кто приходит в теле учителя. Дабы принести благо всем живым существам, Я пребываю в обычном теле. Поэтому драгоценный гуру есть будда, Чьё тело, речь и ум Наполняют собой сансару и нирвану И остаются неизменными на протяжении трёх времён.
И буддам трёх времён не хватит целой кальпы, чтобы описать качества того, чьи тело, речь и ум исполняют нужды и чаяния каждого живого существа. Известно, что в эту счастливую кальпу придут тысяча два будды. Именно наш век упадка ознаменован появлением Будды Безграничного Сострадания. В Индии у него было множество учеников. Они систематизировали наставления учите ля, за что получили название «Шесть Украшений Джамбудвипы *», и были также великими йогинами. В Тибете, Стране Снегов, появились великие цари и министры, почитающие Дхарму, а также выдающиеся учителя. Позднее туда пришёл Атиша, и воз никли последователи его линии преемственности, а также великие учителя линии Кагью. Все они - проявления драгоценного гуру Ваджрадхары. Даже будды не могут доподлинно описать жизнь всех этих великих существ. И раз даже им не под силу изложить все деяния и качества коренного гуру и учителей линии преемственности, кто может сделать это? Всё же, следуя наставлениям моего ламы, я расскажу о жизни великих учителей то, что смогут понять обычные существа.
*Джамбудвипа - в буддийской космографии Южный Континент в мировом океане, на котором и обитают все люди. Часто употребляется как синоним вселенной - Прим. ред.
Даже просто слушая драгоценные учения кагьюп, мы получаем благословение коренного ламы, учителей линии, будд и бодхисаттв. Даки и дакини собираются вместе, подобно облаку, а защитники Дхармы устраняют все внутренние и внешние препятствия. Как светоч рассеивает мрак, Так практика этих учений устраняет клеши. Как исполняющая желания драгоценность, Практика этих учений ведёт к исполнению любых желаний. Как снадобье, останавливающее действие любых ядов, Практика этих учений обезвреживает яды ума. Как сиддхи «Небесная сокровищница», Практика этих учений дарует беспредельный покой И счастье в сансаре и нирване. Как растёт луна, Так преумножаются все наши достоинства. Как восходящее солнце затмевает огоньки светлячков, Так эти учения затмевают [учения о достижении] качеств шраваков и прочих. Как драгоценное колесо, Эти учения ведут к всеведущему состоянию будды. С той же лёгкостью, с какой драгоценный слон несёт тяжёлую ношу, Эти учения рассеивают страдания всех живых существ - Наших матерей в прошлых жизнях, Число которых бесконечно, как беспредельные просторы неба. Как драгоценный конь, Эти учения помогают нам быстро достичь состояния будды. Как драгоценный камень, Эти учения рассеивают мрак неведения. Как драгоценный министр, Эти учения помогают нам отличить сансару от нирваны, Причину от следствия. Как наука алхимии, Эти учения превращают все пагубные качества в сиддхи. Как Правитель Вселенной, Эти учения способны объединить в счастливом союзе Людей и существ нечеловеческой природы, Избавить их даже от помыслов о разногласиях. Качества пути и колесо бесконечных плодов тела, речи и ума невозможно описать словами. Можно лишь сказать, что учения этой линии преемственности позволяют нам развить обычные и необычайные способности и быстро прийти к полному Просветлению. Это путь преданности, о котором говорится в «Хеваджра-тантре»: Совозникающую мудрость, Которую невозможно выразить словами, Нигде нельзя отыскать. Её можно постичь обрести Лишь в силу безграничной преданности ламе И накопления заслуг. В «Гухьясамаджа-тантре» сказано: Даже если совершишь пять тяжелейших кармических злодеяний, Ежедневно убивая миллионы живых существ и брахманов, Всё же, если следуешь этому учению И предан гуру, Вне сомнения достигнешь реализации. Тот же, в ком нет преданности гуру, Даже практикуя, не достигнет реализации. В «Уттаратантра-шастре» сказано: Абсолютный смысл самовозникновения Постигается силой преданности. Лучистого солнца не увидеть Тому, у кого нет глаз. Учение этой линии преемственности можно осуществить, только если в сердце есть место самозабвенной преданности. Его невозможно описать словами, оно передаётся только из уст в уста, от сердца к сердцу. Именно это учение Ваджрадхара передал великому святому Тилопе, который, в свою очередь, передал его Наропе, а Наропа - Марпе Лоцаве из Южного Тибета. Марпа передал это учение Миларепе, а тот - Дагпо Лхардже, известному под именем Гампопа. Гампопа также получил учения от Атиши, хранителя трёх линий преемственности: линии глубокого видения, линии обширного действия и линии благословенного опыта. Линия глубокого видения берёт начало от арьи Нагарджуны, который передал учения Чандракирти, а тот передал их Ригпе Кхучуку, Ригпе Кхучук - Старшему Кусали, Старший Кусали - Младшему Кусали, а последний - Атише.
Линия обширного действия проистекает от Владыки Майтреи, который передал учения Асанге. Асанга передал их Васубханду, а тот - арье Намдрулу Де, арья Намдрул Де - Сосойи Кьево Нам-друлу Де, Сосойи Кьево Намдрулу Де - Чёкги Де, Чёкги Де - Дул-ваю Де, Дулвай Де - кхенпо Янгдаку Намнангу Зе, кхенпо Янгдак Намнанг Зе - Сингхабхадре, Сингхабхадра - Ринчену Зангпо, Рин-чен Зангпо - Гунамитре, Гунамитра - ламе Серлингпе, а последний - Атише. Истоком линии благословенного опыта был Ваджрадхара, который передал учения Тилопе, Тилопа передал их Наропе, Наропа - Святому Домбипе, Домбипа - Атише. У Атиши было множество учеников, однако он передал все учения линии геше Томпе, который передал их Налджорпе Ченпо, а тот - геше Ньютрумпе, а Ньютрумпа - Гампопе. Помимо этого, геше Томпа передал учение геше Ченнгаве, который передал его геше Чьяюлве, а тот - Гампопе. Гампопа передал учение достославному Пхагмодрупе, а тот - досточтимому Дрикунгпе (Джигтену Сумгёну). От досточтимого Джигтена Сумгёна это учение было передано всем великим держателям линии дрикунг кагью в Центральном, Западном и Восточном Тибете.
Все будды трёх времён И все учителя линии кагью - Это проявления [коренного] ламы, достославного Ваджрадхары. Совершая подношения драгоценному ламе, Вы приносите подношения всем учителям. Если он доволен, довольны все. И тогда вы обретаете высшие сиддхи. Арья Нагарджуна сказал: «Не делайте подношений никому, кроме гуру. Радуя его, вы обретаете всеведение - высшее из сиддхи. Кратчайший путь Ваджраяны - Это благоприятное совпадение места, мотивации и сущности». Достославный Ваджрадхара сказал: «Гораздо лучше делать подношения Одной единственной поре на коже учителя, Чем совершать их буддам трёх времён». Это самое главное. И потому поднесите ламе своё тело, богатство и практику. Из этих трёх высшее - подношение практики. Поэтому тот, кто желает стать держателем линии Ваджрадхары, Должен прежде всего выполнять подношение практики. Тот, кто достиг совершенства в практике, Становится проявлением ламы. Таков корень жизни учения Будды, Лелеемый учителями линии кагью. Что значит преданность? Достославный лама сказал: «Для того, в ком крепнет доверие, Лама есть воплощение трёх тел будды». Всякий, кто видит действия ламы, Постигает вращение колеса Дхармы. Тот, кто добивается совершенства в практике, Становится подходящим сосудом для передачи учения. В силу неразрывной связи с тремя телами, благословенный достославный Ваджрадхара пронизывает собой все миры еансары и нирваны, помогая всем живым существам достичь зрелости и освобождения. В «Непостижимой тайной сутре» сказано: Как пустота присутствует во всех явлениях, Так же присутствует в них и его тело; Как присутствует в них его тело, Так же и свет; Как присутствует в них свет, Так же и его речь; Как присутствует в них его речь, Так же и его ум.
В «Дён Ньепар Кёпай Гьялцен» - комментарии, составленном досточтимым Джигтеном Сумгёном, говорится: «Являясь дхармакаей, будда обладает безграничными превосходными качествами. В частности, у него есть тридцать два особых качества*, десять сил, четыре вида бесстрашия и восемнадцать разнородных свойств. Благодаря этим качествам он ясно и безошибочно видит в своём уме прошлое, настоящее и будущее. Он также обладает тридцатью двумя достоинствами, которые созревают, [словно плоды], и считаются тридцатью двумя основными признаками. На пути к состоянию будды он накопил бесчисленное множество добродетелей и заслуг, в силу чего появились эти зреющие плоды.
* Качества, не затронутые загрязнениями-клешами, то есть неизменно чистые. - Прим. пер. с тиб.
Все будда-поля проявляются в теле дхармакаи, которое, в свою очередь, присутствует во всех будда-полях. Так, обладая беспредельными качествами тела, речи и ума, которые являются источником колеса неисчерпаемых украшений, будда помогает бесчисленному множеству живых существ, приводя их к освобождению». Тело будды проявляется в большей или меньшей степени у всех бодхисаттв на разных этапах пути, в соответствии с их духовным уровнем. Такое тело называется телом качеств, или самбхогакаей будды. О нём часто говорится в сутрах и шастрах. Проявления природы дхармакаи неописуемы, безграничны и бесконечны. На благо других будда развивал свой ум на пути к Просветлению. В силу своих прежних устремлений сейчас он проявляет своё тело, речь и ум в различных формах в соответствии с уровнем развития живых существ. Он делает это без усилий и постоянно, [и так] до конца сансары. Являясь в образах лошадей, слонов и колесниц, Быков, львов и кроликов И в других оболочках, Как в мирных, так и в гневных формах, Он приводит всех существ К избавлению от страданий. Одно единственное изречение, произнесённое Ваджрадхарой, Звучит на языке богов, нагов, якшей *, ракшасов, На языках людей, И на великом множестве языков всех прочих живых существ.
Даже если он наставляет на каком-то одном языке, каждый слышит его учения на собственном и понимает их в соответствии со своим духовным уровнем. Так Ваджрадхара приносит благо бесчисленному множеству живых существ, прекрасно понимая, что нужно каждому из них. Мудрый являлся в образе Брахмы, Вишну и шестидесяти четырёх наблюдателей, учитывая наклонности живых существ шести миров.
Победоносные преподали учения Шраваков и пратьекабудц, Читтаматринов, мадхьямиков и других [школ] В соответствии с уровнем понимания разных существ.
Учения колесницы богов и Брахмы, А также колесницы пратьекабудц и других, Были преподаны Буддой, Дабы освободить незрелых существ. Покуда существуют клеши, Не будет конца колесницам. Доктрины разных колесниц Приводят к покою недвойственности. Глубинные проявления дхармакаи, Взаимозависимость «я» и других условий Явственно возникают Как и объясняется во всех сутрах и шастрах.