Кувшинка

Меню сайта
Категории каталога
Гипноз, НЛП, память, скорочтение [4]
Непознанное [8]
Археологические открытия [14]
БИ (ушу, тайцзи, карате и др.) [2]
Наука, история [13]
Древняя архитектура [19]
Загадки и тайны [7]
Интересные открытия [9]
Города, страны, путешествия [11]
Астрономия [10]
Религия [1]
Целительство, нетрадиционное лечени [2]
Психология, личность [9]
Суфизм [0]
Энергетические упражнения [1]
Наш опрос
Какие фильмы Вам более интересны?
Всего ответов: 2104
Мини-чат
Главная » Статьи » Статьи » Города, страны, путешествия

Происхождение индийской цивилизации
Загрузка...

Природа и население

Один из древнейших центров развития цивилизации находился в Индии. В древнем мире Индией называли земли к востоку от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация, которая совпадала по времени с очагами земледельческих цивилизаций Египта и Месопотамии, обнаруживая сходство с ними.

Выдающийся феномен цивилизационного развития с яркой культурной традицией и высокоинтеллектуальным потенциалом сформировался в особых природных условиях Индостана среди многообразия обитавших здесь племен и народов. Этой цивилизацией была охвачена территория примерно равная Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине вместе взятым.

Древнеиндийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности. От окружающего мира ее отделяли два океана и Гималаи (Обитель снегов) величайший на земле горный массив с самыми высокими пиками, идущими с запада на восток. По характеру поверхности Индия делилась на горный пояс на севере, Индо-Гангскую равнину и Деканское плоскогорье.

Огромные горные системы Гималаев и Гиндукуша издревле служили барьером, затруднявшим какие-либо перемещения племен. По горным тропам на юг могли проникать лишь отдельные охотники-собиратели. Ширина этой естественной границы 240 км, длина 3200 км и высота примерно 8 км. Гималаи задерживали сухие и холодные ветры, дующие с севера, а также теплые и влажные, дующие с юга и юго-запада. Благодаря наличию многочисленных ледников Гималаи являлись главным источником влаги, питающим основные реки, протекающие по самой населенной части Индии. Без Гималаев большая часть Индо- Гангской низменности представляла бы собой пустыню. Поэтому водная проблема в Индии стояла далеко не так остро, как в Египте и Месопотамии. Хотя искусственное орошение было известно древним индийцам издавна, его вряд ли можно считать основой древнеиндийского земледелия.

С юга к Гималаям примыкала Индо- Гангская равнина, которая делилась на западную (долина Инда) и восточную (долина Ганга). С запада на восток на протяжении 3200 км тянулся район, покрытый густыми джунглями. Река Инд несла свои воды в долину, протекая через весь полуостров от юга Гималаев к Аравийскому морю. В долине Инда климат сухой и жаркий. На востоке сквозь покрытую густыми чащами низменность тянулась от Гималаев до Бенгальского залива главная артерия Индии Река Ганг. Здесь климат жаркий и влажный. Индо-Гангская равнина занимала одну четвертую территории Индии, являясь наиболее населенной ее частью. Отличаясь плодородными аллювиальными почвами, особо благоприятными для развития земледелия, эта равнина стала местом формирования Древнеиндийской цивилизации. А так как обилие влаги далеко не всегда было благом, и густая тропическая растительность для древнего человека являлась труднопреодолимым препятствием при хозяйственном освоении земли, то поэтому ранние очаги земледелия первоначально возникли в Индской долине на северо-западе страны.

Южнее и восточнее Индо-Гангской низменности располагалось сердце Индостанского полуострова огромное континентальное плато Декан. Разнообразные земли Деканского плоскогорья, от густых лесов до суровых неплодородных степей и долин, находились между горными хребтами Западных и Восточных Гхат. Плато Декан самая древняя часть полуострова. Полагают, что именно здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке. Плоскогорье имеет небольшой уклон к востоку, поэтому все крупные реки Южной Индии текут с запада на восток. Освоение этих районов было более трудным, поскольку их жители должны были бороться с непредсказуемыми муссонным ветрами (холодными и сухими зимой, влажными и знойными летом), которые определяют в целом ритм и образ жизни людей.

Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь человек Древнеиндийской цивилизации создал первые торговые поселения, открывал первые морские пути, которые вели в далекий западный мир.

Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области, где идут муссонные дожди, и области пустынь, степей, непроходимых джунглей, районы экваториального климата и высокогорья, где никогда не тают снега. Почвы также отличаются большим разнообразием, а аллювиальные высоким плодородием. Образованные речными отложениями, они легко обрабатываются. Непригодных для земледелия почв в Индии немного, что играло важную роль в образовании первых цивилизаций.

Не менее щедро наделена Индия и полезными ископаемыми, в том числе различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. В морях, омывающих полуостров, добывали великолепный жемчуг, который заменял драгоценные металлы при изготовлении украшений.

Также богата и флора Индии. Начинаясь у подножий Гималаев кустарниками и кормовыми травами, она с каждым шагом вниз становится все разнообразнее. За густыми сосновыми, дубовыми и березовыми рощами, покрывающими горные склоны, следуют кедры и фиговые деревья. Бамбук, сал, твердый как железо, тик, эбеновое и красное дерево, сандал давали превосходную строительную и поделочную древесину. К югу от Ганга росли благовонные и красильные деревья, хлопчатник, кокосовые пальмы. Леса также давали пряности (перец, корицу, гвоздику) и лекарственные снадобья. Здесь же человек находил ценное техническое сырье: хлопок, красители, шелковое волокно, лубяные материалы, писчий материал в виде листьев пальм, а также лианы, которые использовались для плетения корзин и в качестве веревок.

Не менее богат и разнообразен и животный мир этого региона: тигры, львы, дикие слоны, пантеры, птицы, пресмыкающиеся, насекомые. Одни животные становились объектом охоты, другие хорошо поддавались доместикации, как, например, собаки, коровы, буйволы, слоны, овцы, козы, куры. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.

Благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности природные условия сочетались с высокой концентрацией населения в этом регионе. Среди цивилизаций древнего мира Индийская отличалась многочисленностью и плотностью населения. Индия одна из самых населенных стран древнего мира. В этнографическом отношении ее часто сравнивают с Африкой. Этнический состав ее жителей неоднороден. Пестрота племенного состава объясняется скрещиванием на огромной территории множества племен и народов. Возможно, коренным народом Индии были дравиды, которые составляли большую и смешанную этническую группу, населявшую главным образом среднюю и южную часть Индостанского полуострова. Древнеиндийская цивилизация говорила на многочисленных языках, которые в основном составляли две группы: индоевропейскую и дравидскую.

Раннеземледельческая культура Индостана

Индия была заселена довольно давно. Уже в VI тыс. до н.э. на ее территории появляются самые ранние поселения земледельцев. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую по эталонному памятнику называют Мергарской. Поседения мергарцев расположены на западной окраине долины Инда в невысоких горных районах. Климат здесь более умеренный, небольшие речки служили источником воды для хозяйственных и бытовых нужд. Здесь же легко было найти укрытие от врагов. Первые поселения были небольшими. Их характерными особенностями являлись строения из сырцового кирпича, развитая кремневая индустрия с геометрическими микролитами, наличие каменных шлифовальных тесел и топоров, украшений в виде бус из кости, камня и раковин.

В этой оседлой раннеземледельческой Мергарской культуре налицо четкие признаки стремления к благоустроенному образу жизни. Поселения строились из прямоугольного сырцового кирпича. Здесь и жилые помещения, подсобные строения и целые комплексы, как, например, зернохранилище, состоящее из отсеков-закромов. Все строения имели плоские перекрытия. Об уровне благосостояния свидетельствуют и появившиеся украшения. Мергарцам принадлежали ожерелья, которые представляют замысловатую комбинацию бус из кости, раковин, различных полудрагоценных камней, в том числе сердолика, бирюзы и лазурита. Эту бижутерию дополняли браслеты, которые отныне становятся специфическим женским украшением, сохранившим свое значение до наших дней.

Мергарцы уже занимались элементарным земледелием и приручали скот. Состав возделываемых злаков довольно разнообразен: ячмень, пшеница, рожь. Засушливый климат района Мергара, где осадки ливневого характера выпадали лишь в августе-сентябре, позволял использовать для земледелия влажные заболоченные почвы, - т.н. лиманное орошение. Относительно развитое земледелие сочеталось с охотой, игравшей большую роль. В рационе питания мергагцев постепенно прочное место стали занимать мясные продукты (мясо дикой овцы, козы, кабана). Вначале пищу готовили и хранили в каменной посуде. И лишь в V-IV тыс. до н.э. стала появляться глиняная посуда, которую делали с помощью гончарного круга или "Поворотной подставки". Она покрывалась росписью, нанесенной черной краской по красному фону и несложными геометрическими мотивами. Постепенно гончарное дело утвердилось как самостоятельное занятие, Наладилось массовое производство нарядной расписной керамики, которую украшали фризы, изображающие процессии следующих друг за другом животных, в основном быков и антилоп с ветвистыми рогами, а также птиц.

С наступлением века металлов земледельцы горных районов получили возможность осваивать более обширные площади земель в равнинных районах. Оседлые общины мергарцев продвинулись в Южный Белуджистан и долину Инда, осваивая все новые и новые территории. Именно с заселением долины Инда закончилось экстенсивное освоение постоянно растущим населением новых территорий. Именно в этот период появляется высокохудожественная по масштабам данной эпохи расписная керамика. Появилась посуда с многоцветной росписью. Она иногда выполнялась в три цвета белым, красным и черным. Пестрый геометрический узор необычайно тонок и изящен. Столь же разнообразны и мотивы орнаментации. Наряду с изображением животных широко распространяются изображения рыб и листьев пипала. Впоследствии это станет одним из популярных мотивов росписи индийской керамики. Так уже в эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры сформировались эталоны и моды, ставшие для индостанского региона традиционными на долгие годы.

Массовый характер приняло и изготовление терракотовой скульптуры. Появляются глиняные фигурки сидящих и стоящих женщин с пышной прической и круглыми глазами, напоминающими мотоциклетные очки. Эти артистически исполненные так называемые зхобские богини свидетельствуют о том, что изделия мергарских мастеров прочно входили в культуру и быт своей эпохи.

Итак, в эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры человек нашел эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для развития благосостояния, связанного с новым образом жизни. Он привел к формированию особого стиля материального бытования, который ярко воплотился в массовом развитии прикладного искусства и индустрии изготовления личных украшений. Был накоплен значительный культурный и интеллектуальный потенциал, сформировался ряд культурных особенностей специфических для региона в целом. Таким образом, были созданы условия для перехода на качественно новую ступень, что и проявилось в формировании к середине III тыс. до н.э. нового культурно-исторического комплекса, получившего название Индской (Хараппской) цивилизации.

Хараппская цивилизация

В середине III тыс. до н.э. в долине Инда сформировалась самобытная Индская цивилизация. По эталонному памятнику крупнейшему городскому поселению Хараппе она получила и другое название Хараппская. Археологические следы Индской цивилизации обнаружены как в долине Инда, так и в верхней части долины Ганга. Территория, занимаемая этой цивилизацией, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамской цивилизаций. Она простиралась более чем на 1100 км с севера на юг и на 1600 км с запада на восток. Хараппскую цивилизацию можно датировать временем около 2500/2300 1800/1700 гг. до н.э. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Расцвет цивилизации относится к рубежу III-II тыс. до н.э. О ее высоком уровне развития говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее полную и разнообразную информацию о цивилизации дают поселения, число которых достигает почти 1000. Некоторые города отличались большими размерами, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей по различным оценкам определялось от 35 до 100 тысяч. Были и городки площадью от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га. Как правило, города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами.

В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок. Зажиточные горожане жили обычно в 2-3 этажных домах из обожжённого кирпича, которые, как правило, состояли из нескольких помещений, сгруппированных вокруг дворика, где находились очаги, готовилась пища, и играли дети. Плоские крыши домов покрывались утрамбованной землей и, возможно, в душные летние ночи они служили местом для сна. Дома не украшались и не имели окон, но были довольно благоустроены. Обычно в каждом доме имелась кухня и туалетная комната. Для доступа в помещение свежего воздуха в верхней части стен делались прорези. Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и совершенная, по масштабам того времени, система канализации. Часть населения, в основном беднота, селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Индской цивилизации занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжути и горчицу. Значительное внимание уделялось рисосеянию и садоводству. Выращивали также хлопок, первое знакомство, с которым восходило к раннеземледельческой эпохе. Нет данных о существовании в этот период крупных оросительных сооружений, но известно об использовании водочерпательного колеса. Вероятнее всего поля орошались естественными разливами рек. Хараппцы широко использовали паводковые воды, производя обваловку полей для их удержания. В это время уже применялась система двух урожаев весеннего и летнего, которая сохранилась в аграрной традиции Индии и в наше время. Земледелие отличалось значительным техническим оснащением деревянный плуг, каменные лемехи, двух- и четырехколёсная повозка. Развивалось у хараппцев и скотоводство, и уже были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства сводилась к минимуму.

Ремесло, как важнейший компонент Хараппской цивилизации, в полной мере отражало эпоху бронзового века с его нарастающим прогрессом металлургии и металлообработки. Широкое использование различных сплавов символ бронзового века. Ремесленники того времени умели получать различные сплавы, в том числе меди с мышьяком, свинцом и оловом. Из них изготовляли инструменты, предметы вооружения и украшения. Обработке подвергались также золото, в меньшем масштабе свинец и серебро. Железа в городах Хараппской цивилизации не обнаружено. В изящных изделиях хараппских ювелиров золото сочеталось с полудрагоценными камнями, а изготовление бус превратилось в налаженное производство. Особенно популярными были сердоликовые бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом, в котором мастерство ремесленника сочеталось с взыскательным вкусом художника, было изготовление печатей-амулетов. Они вытачивались из стеатита, и на амулете обычно изображалось какое-либо животное и несколько пиктографических знаков. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости. Важную роль играло прядение и ткачество. Выделывались различные ткани. В том числе из хлопка, закрепляя за Индией первенство хлопкоткачества как особой специализированной отрасли.

Крупные поселения-города хараппцев это не только центры ремесла, но и торговли, как внешней, так и внутренней. Морская и сухопутная торговля развивала контакты Индской цивилизации с Месопотамией. Одним из перевалочных пунктов, где совершались торговые сделки, были Бахрейнские острова.

О значительной роли торговли свидетельствует большое количество кубической формы каменных гирь со стандартным весом. Исходной единицей служил вес 0,85 г. с последующим удвоением и удесятерением. Появились также линейки из кости, раковин и бронзы.

Достижения в строительстве поселений, ремесле и торговле лишь один из аспектов успешного развития Хараппской цивилизации. Более существенен рост интеллектуального потенциала, развитие художественной культуры и создание оригинальной системы письменности. Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами. К настоящему времени до нас дошло 2,5 тысяч надписей на керамике, металлических изделиях и печатях-амулетах. Ученые выделили более 400 рисуночных знаков, но расшифровать их пока не удается. Удалось лишь установить, что хараппцы писали справа налево и что их письменность принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных верований население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества. Оно изображалось сидящим на невысоком троне, в рогатом головном уборе, иногда трехликим, в окружении разного рода животных, напоминая позднейшего бога Шиву. Для хараппской цивилизации весьма значительны и традиции анимизма. Обожествлялись некоторые виды животных (слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы), считающиеся священными и в настоящее время.

В целом Хараппская цивилизация отражает новый образ жизни ее населения. В сравнении с раннеземледельческой эпохой здесь уже четко прослеживаются черты городского образа жизни. Это и организованные кирпичные дома, где есть комнаты для омовения, колодезная система водоснабжения, внимание к санитарии и гигиене. Хараппцы находились на первой стадии урбанизации, когда значительный человеческий потенциал и соответствующий ему образ жизни сконцентрировался в единичных крупных центрах. Внутреннее убранство домов отличалось скромностью, ограничиваясь лежанками и сиденьями, резные ножки которых иногда имели форму ног крупного рогатого скота. Уже уделялось внимание и кулинарии. Хозяйки широко пользовались в приготовлении теста каменными и глиняными ступками. Свой повседневный быт женщины украшали, используя престижные вещи, к которым относились личные украшения и прежде всего браслеты. Это были браслеты из золота, серебра, меди, раковин и терракоты, из нитей золотых бус. Их носили не только на руках, но и на ногах. Установилась мода на многоярусные украшения, почти сплошь покрывающие рука.

С 1800 г. до н.э. на протяжении шести столетий Хараппская цивилизация стала медленно угасать. Умирали города, постепенно утрачивались навыки градостроительства, ремесленного мастерства, художественного вкуса, вероятно, оказалась забытой и письменность. Причины регресса цивилизации до сих пор не ясны. Упадок, возможно, был вызван изменением климата, чрезмерными разливами рек, тектоническими толчками или эпидемиями. Что являлось основной причиной краха столь яркой и самобытной цивилизации, утверждать пока невозможно.

Ведийская цивилизация

После гибели Хараппской цивилизации понадобилось почти тысячелетие, чтобы в долине Ганга возникла новая цивилизация с эффективным земледелием, развитой металлургией, с новым языком, литературой и религией. Это тысячелетие называют Темными веками. Если о Хараппской (Индской) цивилизации можно составить представление на основании богатого археологического материала, то о Темных веках можно судить только по литературным памятникам. Это древнейшие индийские религиозные сочинения, которые включают сборники религиозных гимнов, толкований священных текстов, описаний ритуалов, жертвенных и магических формул, объединенных одним наименованием Веда (знание). Первую половину I тысячелетия до н.э., к которой относятся Веды, ученые называю Ведийской эпохой.

Примерно около 1800 г. до н.э. в долине Инда появились новые полукочевые племена, которые называли себя ариями. Они говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Их предшественники жили в степях Евразии между современными Южной Россией и Западной Турцией. Какая-то часть этой группы племен постепенно мигрировала в южно-восточном направлении и, пройдя через Иранское нагорье, достигла восточных пределов долины Инда. Когда арии, двигаясь по горным тропам, проникли на полуостров Индостан, первыми, кого они встретили на своем пути, были хараппцы, обитавшие в долине Инда. И хотя просачивание арийских племен в Индостан было медленным и постепенным, несомненно, их взаимоотношения с хараппцами оставались довольно конфликтными. Однако арии вряд ли покорили хараппцев. Скорее произошло поглощение пришельцев, но они сумели передать коренному населению Индии свой язык.

В результате миграций и взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долины Ганга. Здесь и раньше существовали редкие поселения охотников и земледельцев, но с середины II по середину I тысячелетия до н.э. области Гангской долины буквально преобразились. Начала развиваться металлургия железа, что позволило быстрее осваивать новые территории и превращать лесные районы в пригодные для земледелия и скотоводства.

Основной отраслью хозяйства населения Ведийской цивилизации было земледелие. Кочевые скотоводческие племена арийцев, постепенно заселяя долину Ганга, расширяли площадь пахотных земель. Районы труднопроходимых джунглей быстро превращались в пригодные для земледелия и скотоводства. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в том числе ячмень пшеницу, бобовые. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили, как основу своего военного превосходства.

Первоначально племена Ведийской цивилизации не имели таких крупных городов, как у хараппцев. Но постепенно их небольшие поселения превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Роль денег играли коровы, а также наиболее употребительные золотые шейные украшения нишка.

Одновременно шли процессы общественного расслоения и появления рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи под бдительным надзором лавы семейства. Их использовали на самых тяжелых работах. Рабы рассматривались, как часть имущества, и количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца.

Уникальная особенность Ведийской цивилизации состоит в оформлении социального расслоения свободных в виде деления общества на варны сословия, имевшие кастовый характер. Сословные различия были почти во всех странах древности, но лишь в Индии, благодаря прочности общины и пережиткам родового строя, они приняли законченный характер. Варновая система возникла в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Она делила все общество на четыре сословия. Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя гуру брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом. Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны. Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой шудрам, которые считались неравноправными членами общества и коим было предписано находиться в услужении первых трех варн. Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев и имели свой символический цвет черный. Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением. Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми из разных варн считались незаконными. Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные). Обряд проводился для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев 11 лет, вайшью - 12 лет. Предполагалось, что жизнь дважды рожденных делится на четыре периода: обучение, сознательная семейная жизнь, лесное отшельничество и жизнь бродячего аскета.

К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Такие институты родового строя, как племенное собрание, народный суд и совет старейшин потеряли свою решающую роль или исчезли вовсе. Постепенно оформилась царская власть, которая передавалась от отца к сыну и становилась священной, ибо считалось, что цари (раджи) обладают оком знания и что они являются воплощением божества. Раджа считался главным защитником дхармы правил добродетельной жизни. Личность царя была неприкосновенной, а его гнев сравнивался с огнем. В управлении государством раджи опирался на жрецов и воинов. В государствах Ведийской эпохи уже выделялись должности придворного жреца, который был одной из главных фигур при радже, военачальника, казначея, сборщика налогов.

Медленное образование государственности еще одна отличительная черта цивилизации Ведийской эпохи. Несколько десятков небольших государств то возникали, то распадались, меняя свое название и территорию. На исходе Ведийской эпохи, около 600 г. до н.э., в долине Ганга существовало 16 основных государств со столицами, конкурирующими между собой как торгово-экономическими, так и военными методами. Со временем в Северной Индии набрали силу и стали выделяться два государства Магадха и Кошала.

Если цивилизация долины Инда дала полуострову название Индия, то цивилизация долины Ганга дала ему религию ведизм. Ведизм не являлся общеиндийской религией, а относился к верованиям древних арийских племен. Отличительная особенность ведизма поклонением многим богам. Среди них выделяли трех главных Индра (бог грозы и грома, глава индийского пантеона богов), Агни (бог огня, хранитель домашнего очага) и Сурья (бог Солнца). Человек Ведийской цивилизации верил, что жизнь идет в соответствии с предписаниями богов дэвов, которые относятся к человеку доброжелательно. Но он так же верил, что есть и демонические божества асуры, которые приносят одни только болезни и несчастья. Считалось, что боги живут жертвоприношениями, а потому верующие должны постоянно их одаривать. Храмов, алтарей и священных изображений богов не существовало. Главное в культовой практике принесение в жертву животных, которые проводились в сумерках при свете костров на специально подготовленных местах. Церемония могла длиться несколько дней. В угоду богам закалывались животные, в костер бросали хлебные зерна, лили молото, топленое масло и сому сок одного из горных растений. За отправлением культа следили жрецы, прошедшие специальную подготовку.

Человеку Ведийской цивилизации были присущи размышления над загадками мироздания, причинами возникновения мира и тайнами Вселенной. Возникло представление о трансмиграции душ. Согласно ему, вне Вселенной существует первопричина всеобщая душа, абсолют, который во всем обитает и всем руководит. После смерти душа человека переходит в другое рождающееся тело и так до тех пор, пока не освободится от своих грехов. С этим представлением о переселении душ связано и учение о карме. Согласно этому учению, в жизни все действия и поступки человека не проходят бесследно. Карма это не только рок и судьба человека, но сумма его добрых и дурных дел. Только совершая хорошие поступки можно попасть в рай. Карма стала основой морально-этического учения во всех индийских религиях. Закон кармы был положен в основу круговорота жизни всех живых существ, связанных общей цепью перерождений.

Мышление человека Ведийской цивилизации в целом оставалось религиозным, однако, уже появлялись и зачатки научного познания. Раньше греков здесь была сформулирована так называемая теорема Пифагора, стали развиваться медицина и лингвистика, создавалась богатая литература. Веды еще не были записаны и передавались устно. Шло становление эпического творчества и возникло два цикла сказаний поэмы Махабхараты и Рамаяна. Борьба за власть внутри царского рода куру сюжет Махабхараты. В поэму включено поучение Кришны трактат Бхагавадгита. Это одно из популярных произведений мировой литературы, в которое включены размышления о трудном выборе между долгом и человеческими привязанностями, о ценности внутренней свободы, позволяющей действовать согласно осознаваемому долгу. В основе сюжета Рамаяны история жизни Рамы, идеального мына и правителя. Эти поэмы выдающиеся достижения Ведийской цивилизации со временем стали священными книгами индуизма, его настоящей энциклопедией.

Цивилизация между Гангом и Гималаями

В середине I тыс. до н.э. на севере Индии наступает эпоха относительной стабильности. К этому времени миграции племен почти прекратились, государства в долине Ганга переживают подъем, растут города, усиливается власть царей, развиваются земледелие и торговля. С этого времени эта часть Индии становится самой населенной.

В VI-IV вв. до н.э. между североиндийскими государствами усиливается борьба за политическое преобладание. В результате выдвинулись два соперничавших государства Кошала и Магадха. После упорной многолетней борьбы Магадха становится сильнейшим государством Северной Индии, а ее столица Паталипутра крупнейшим и богатейшим городом. Когда на престоле воцарилась династия Нандов, завершилось подчинение всей долины Ганга. Далее с конца IV в. до н.э. на престоле воцарилась династия Маурьев, при которой было создано первое государство общеиндийского характера Маурийская империя, а в области идеологии оформился буддизм.

В 327 г. до н.э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии. Некоторые области ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Одержав ряд блестящих побед, Александр отказался продолжить восточный поход и в 325 г. до н.э. ушел из Индии. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способствовала не только сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии. Индийская цивилизация также оказала некоторое влияние на развитие культуры эллинистических стран, в частности в области медицины и философии.

Династия Маурьев воцарилась в смутное время на волне сопротивления греко-македонскому завоеванию. Молодой раджа Чандрагупта подчинил себе всю Северную Индию, выиграл войну с Селевкидами и примерно в 314 г. до н.э. дал своим родовым именем название новой династии Маурьи. Он, его сын Биндучар и особенно его внук Ашока создали большое и могущественное государство, которое включало почтит всю Индию, а также территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Особенно прославился Ашока, который отличался тем, что укреплял государственную власть, развивал хозяйственную жизнь своего государства и принимал активное участие в религиозной жизни.

Отличительные особенности государственного устройства Маурьев сравнительно хорошо известны главным образом благодаря сочинению Артхашастра (Наука о политике), написанному, как полагают, верным сподвижником и советником Чандрагупты брахманом Чанакья. Также благодаря надписям-эдиктам, которые высекались на камне по приказу Ашоки, мы многое знаем и о системе управления империей.

Во главе маурийского государства стоял царь (раджа), власть которого была неограниченной и носила характер типичной в постоянной деспотии. Культ царя поддерживался, как и учение о божественном происхождении власти. Но при этом самыми обычными для режима восточной деспотии оставались перевороты и дворцовые интриги.

Империя Маурьев делилась на пять больших областей (наместничеств). Ими управляли, как правило, члены царской семьи (царевичи) а также высшие сановники. Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Таким образом, все нити управления сосредотачивались в царском дворце. При царе существовал паришад совет наиболее приближенных сановников. Он имел совещательный характер, но к его мнению царь прислушивался. Для управления такой обширной империей сложился прочный бюрократический государственный аппарат. Большой штат чиновников обслуживал царский дворец, налоговое и военное ведомство, а также осуществлялась на местах. Особую роль при царском дворе играли пурохита главный жрец, и сенапату командующий войсками. Раджа как военный предводитель лично руководмл войском, состоящим из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Основное оружие для всех родов войск лук, который делали из бамбука или роговых пластин. Содержание войска и армии чиновников требовало огромных средств. И их собирали с населения в виде различных налогов.

Цивилизация империи Маурьев отличалась большим количеством многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов, среди которых были столица Паталипутра (нын. Патна), Раджагриху (совр. Раджгир), Варанаси (совр. Бенарес), Шраваси (нын. Савватхи). Города не отличались величественной внешностью, даже дома богачей строились в основном из дерева. Караванные дороги и реки соединяли эти грода, способствуя развитию торговли. Торговали в основном предметами роскоши: украшениями, благовониями, пряностями, драгоценными камнями, хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

Эпоха Маурьев стремительно развивала цивилизацию ремесла. Свободные ремесленники объединялись в группы, где хранились и передавались по наследству навыки ремесленного мастерства. Появляется операциализация отдельных видов ремесла кузнечного, оружейного, ювелирного, резьбы по дереву, камню и кости, парфюмерии и т.д. Однако основным занятием огромной империи Маурьев оставалось земледелие. Развивалось искусственное орошение, осваивались новые земли, и рис становится наиболее выгодной для возделывания культурой.

Источник


Категория: Города, страны, путешествия | Добавил: kuvshinka (16.12.2009)
Просмотров: 9069 | Рейтинг: 4.0/1 |

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz