Именно так Султан Али - живущий в казахской Алма-Ате узбекский музыкант
- определяет главный принцип своего творчества и своей музыки. Недавно
мне довелось побывать в Алма-Ате, встретиться с Султаном Али и
познакомиться с его музыкой. Вышедший в нынешнем 2006 году альбом
Султана "Адам и Ева" и наш с ним разговор о его музыке и станут
предметом сегодняшней "Открытой музыки"
"До пятого класса я мечтал быть космонавтом. А в
пятом классе мама отдала меня в интернат, военно-музыкальный интернат в
Ташкенте, и оттуда началось все. Мой первый инструмент был фагот, я в
консерватории учился по фаготу. Я когда еще экзамен сдавал и там
определяли кому какой инструмент, вот мне и дали фагот. Было интересно,
музыка мне сразу понравилась" .
Именно так, с далекого теперь уже для него
фагота, с военно-музыкального интерната начался для Султана Али путь в
музыку. Детство его было непростым - он жил у чужих людей, сменил три
детдома, пока судьба не привела его к музыке. Хотя какой будет
по-настоящему его музыка, он тогда еще, конечно, не знал.
"Один человек есть, в Намангане он жил, я
случайно с ним познакомился. У него аппаратура была прекрасная и
пластинки. Я специально к нему ездил и оставался там. Он не был
музыкантом, просто музыку очень любил. Фанат был настоящий. У него
пластинок было много очень хороших - рок тяжелый и легкий. А потом в
школе я стал слушать узбекскую эстраду - Рустам Гаипов, я его улышал и
как-будто заболел его музыкой. Так и началось мое серьезное увлечение
музыкой. Очень она мне нравилась. Из 24 часов я наверное 20 музыку
слушал".
Не правда ли, путь знакомый - именно так через
запретные в Советском Союзе зарубежные пластинки происходило настоящее
- не формальное - приобщение Султана Али к музыке. Воспринятые в
детстве и юности влияния слышны и по сей день.
Западный рок и эстрада с одной стороны и военные
марши и песни, которые Султан учился играть в своем военно-музыкальном
интернате, с другой были для него совершенно не соприкасавшимися друг с
другом отдельными мирами. Обязаловка и полет. Но как среди всего этого
он искал и находил свой путь, как шел к собственной музыке?
"Когда я в консерватории учился, я много чему
хотел научиться. У меня своя дорога была. У нас был преподаватель
Эдуард Каландаров, знаменитый джазовый композитор. Я его очень уважал.
Подошел я к нему и прошу его: "Возьмите меня учеником. А он мне
говорит: "Султан, ты можешь учиться только у народа. Если я начну тебя
чему ты учить, ты пойдешь по моей дороге, станешь джазовым музыкантом,
но ты должен идти своим путем. Слова его мне очень запали в душу. Я
стал брать оттуда, отсюда и анализировать, кто как поет, как у одного
получается хорошо, а у другого плохо. Как другие учатся по книгам, я
учился по пластинкам и кассетам."
Я спрашиваю у Султана, как вписывается в его музыку древняя узбекская музыкальная традиция.
"Маком - наша классическая музыкальная традиция.
Я изучал маком, кто как пел. Иногда говорят: почему ты портишь песню,
поешь по-другому? Наш великий певец и композитор Юсуп Раджапи говорил:
"Маком - это только скелет, а украшение должны находить вы уже сами -
каждый свое. Маком сложная песня, каждый поет как может, для своего
удовольствия".
Султан Али - в первую очередь стилист, точно
улавливающий музыкальный стиль - будь-то географический или
эстетический - и создающий в нем, в этом стиле свои собственные
мелодии.
"Я вот сочинил музыку в индийском стиле,
а мне говорят: зачем ты взял индийскую музыку? Я музыку не брал, я взял
только стиль. Вот, например, если я надену индийскую рубашку, которая
мне понравится, я из-за этого не превращусь в индийца, а останусь
узбеком. Так и с музыкой. Сильнейшие музыканты, сильнейшие певцы должны
постоянно придумывать что-то новое, новый запах, новый колорит. Я
каждый год пытаюсь придумать что-то новое."
Музыка Султана Али поистине интернациональна. В какой степени он использует традиционные узбекские национальные инструменты?
"Почти нигде в мире нет строго национальных
инструментов. Вот у нас в Узбекистане самым оригинальным считается
тамбор. Это двуструнный инструмент, очень красивый по звуку чем-то
напоминает ситар. Все остальные - дутар, домбра - они все похожи как
близнецы. Так же есть и аналоги европейских инструментов - скрипка и
речек, флейта и най. Есть карнай который считается у нас национальным
инструментом, но он на самом деле из XIV-XV века македонский
инструмент. Я его использовал в пьесе "Мелодия Востока". Она впервые
прозвучала на международном фестивале в Самарканде в 1997 году и для
фестиваля специально я написал музыку с карнаем и она стала почти как
гимн".