"Наука о строении человеческого тела является самой достойной для человека областью знаний и заслуживает чрезвычайного одобрения".
Андреас Везалий
Как уже отмечалось, основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А.Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.
Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т.д.).
В XVII в. центр анатомических исследовании из Италии переместился во Францию, Англию и особенно Нидерланды.
Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. Ее воспитанником был голландский анатом и хирург из Амстердама Николас Тюльп (Tulpius, Nikolas, 1593-1674), известный своими исследованиями по сравнительной анатомии, - он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом.
С именем Н. Тюльпа связано возникновение одного из символов врачебной деятельности - горящей свечи и девиза "Светя другим, сгораю" {лат. Aliis inserviendo consumor - служа другим, уничтожаю себя).
В стенах Лейденского университета получил медицинское образование один из крупнейших анатомов того времени голландец Фредерик Рюйш (Ruysch, Frederik, 1638-1731) - убежденный последователь Везалия. В 1665 г. Ф.Рюйш защитил диссертацию и был приглашен в Амстердам для чтения лекций по анатомии гильдии хирургов города.
Он в совершенстве владел техникой приготовления анатомических препаратов и методом инъекции кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки развития) и создал первый анатомический музей. За свои заслуги Ф.Рюйш был избран членом немецкой Академии "Леопольдина" (1705), Лондонского научного Королевского общества (Royal Society of London) (1720) и Парижской академии наук (1727).
В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. В одном из госпиталей для царя была проделана тайная дверь, через которую он проникал на аутопсии".
Во время своего первого пребывания за границей Петр I посетил также А. ван Левенгука в Голландии, слушал лекции Г. Бурхааве в Лейденском университете, побывал и Оксфордском университете и беседовал с И.Ньютоном.
Знакомство русского царя с работами Ф.Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюиша (около 2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Препараты Ф.Рюйша положили начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры (нем. Kunstkamera; от Kunst - искусство), основанного Петром I - своеобразного Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться благодаря трудам российских ученых.
Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.
В 1707 г. по указу Петра в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа; в ней также производились вскрытия, при которых царь часто присутствовал. Автор "Истории деяний Петра Великого" И.И. Голиков пишет об этом: "Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случаи, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям.
Co временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою...".
Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов: "Anatomia humani corporis" (1685) Готфрида Бидлоо (Bidloo, Gottfried, 1649-1713), "Anatomia icforinata" (1687) Стефана Бланкардта (Blankardt, Stefan, 1650-1702) и другие на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.
Как уже упоминалось, первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Славинецкий перевел для патриарха Никона книгу А.Везалия "Эпитомс", изданную в Амстердаме в 1642 г., и назвал ее "Врачевская анатомия". К сожалению, рукопись этого перевода до наших дней не сохранилась, имеется лишь достоверное свидетельство ее существования - запись в книге Патриаршего казенного приказа: "166 (1658) майа 8 киевленину старцу Епифанию, что в Чудовом монастыре живет, перевел на славянский язык государю патриарху дохтурскую книгу, в приказ 10 рублев дано сполна, те деньги по казначееву велению старцу Епифанию в Чудов монастырь отнес подъячий Иван Зерцалов".
В начале XVIII в. специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо "Анатомия человеческого тела в 105 таблицах" ("Anatomia humani corporis..."), вышедший в свет в 1685 г. в Амстердаме. В 1729 г. эта книга была переведена повторно, но, как и в первый раз, на русском языке не издавалась и существовала только в рукописном варианте.
Племянник Г. Бидлоо - Николай Л. Бидлоо (1670-1735), приглашенный в Россию в 1702 г. в качестве "ближнего доктора" Петра I и основавший первую госпитальную школу в Москве, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре", по которому учились первые ученики госпитальной школы (впервые издано в 1979 г. по инициативе Н.А. Оборина).
Первый отечественный атлас анатомии "Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела" ("Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus") на латинском языке был составлен в 1744 г. Мартыном Ивановичем Шейным (1712-1762), деятельность которого оставила значительный след в истории отечественной анатомии и хирургии.
Будучи прекрасным рисовальщиком, М.И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык "Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую" Лаврентия Гейстера (Heister, Laurentii), которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке.
Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских терминов, М.И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала.
Он верил в будущее отечественной науки: "География, навигация, архитектура, медицина и прочие знания, которые прежде всего в России мало известны были, ныне столько нам открыты, что уже имеем пригодных российских географов, мореплавателей, архитекторов и медиков и, может быть, в краткое время потомки наши увидят все оное в гораздо большем совершенстве..." - писал М.И.Шеин в предисловии к своему переводу.
Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российская наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностранцев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Среди них К.И. Щепин (1728- 1770) - первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание медицины на русском языке, и А.П. Протасов (1724-1796) - первый русский анатом-академик (1771), ученик М.В. Ломоносова.
Первая в России научная анатомическая школа сложилась в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А. Загорского (1764-1846). Продолжая дело, начатое М.И. Шеиным, А.П. Протасовым и Н.М.Максимовичем-Амбодиком, П.А.Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии "Сокращенная анатомия..." в двух книгах (1802), которое переиздавалось пять раз.
Здесь важно отметить, что анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией, патологией, и позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией.
Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Среди них С.Г. Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор Московского университета, А.М. Шумлянский (1748-1795), защитивший диссертацию "О строении почек", К.О.Мухин (1766-1850) - преподаватель Московского университета, автор "Курса анатомии", и многие другие.
Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798-1866) - ученик П.А. Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833).
В 1828г. И.В. Буяльский опубликовал "Анатомико-хирургические таблицы", сразу получившие мировую известность. Они состояли из 36 рисунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину.
Их ценность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебник анатомии П.А.Загорского и учебник хирургии И.Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В. Буяльского объединили в себе данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. "Издание сие можно назвать великолепным и оно делает честь не только сочинителю, но и всей Российской хирургии,"- писал о "Таблицах" Буяльского "Военно-медицинский журнал" в 1828 г.
И.В. Буяльский был искусным анатомом и блестящим хирургом. Он много сделал для создания новых хирургических инструментов, разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Изготовленные им коррозионные препараты почек (1863) сохранились до наших дней.
В числе первых русских хирургов И.В. Буяльский применил наркоз, крахмальную повязку и средства антисептики. Им разработан ряд новых хирургических операций (на верхней челюсти, кровеносных сосудах и др.). Его перу принадлежат крупные монографии "Краткая общая анатомия тела человеческого" (1844), "Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре в императорской академии художеств" (1860). В 1866 г. в честь И.В. Буяльского была отлита памятная золотая медаль.
Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова - великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, новатора методов "ледяной" анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины.
В конце XIX в. в ведущих научных центрах России сформировались крупные научные анатомические школы: в Московском университете - школа Д.Н. Зернова (1834-1917), который внес большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; в Киевском университете - школа В.А. Беца (1834-1894) - создателя учения об архитектонике коры головного мозга.
В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838-1909) - основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии: по Лесгафту, форма непрерывно изменяется под влиянием функций и условий питания, следовательно, совершенная форма здорового организма находится в прямой зависимости от активного воздействия на него упражнений, разработанных на научной основе.
Таким образом, П.Ф. Лесгафт впервые проложил мост между анатомией и физическим воспитанием и образованием людей.
Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине.
Так, открытие лучей Рентгена и создание рентгеноанатомии сделало возможным применение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо "врач не анатом не только бесполезен, но и вреден" (эпиграф к учебнику Е.О. Мухина "Курс анатомии"). |