Эллора Эллора – комплекс пещерных храмов, прославившийся на весь мир прежде всего своей замечательной скульптурой. Этот уникальный комплекс, находящийся в штате Махараштра, состоит из 34 пещер, высеченных в хребте Санхиядри, и храма Кайласа-натха, вырубленного из скального монолита. В 12 пещерах устроены буддийские святилища, в 17 – индуистские и в 5 – джайнские. Святилища Эллоры не могут не вызвать восхищённого изумления тем, как виртуозно индийские мастера обращались с камнем. Протянувшиеся с севера на юг более чем на полтора километра, они были созданы в период с 5 по 8 век по повелению правителей из династии Раштрапутов, столицей которых первоначально и была Эллора. Вблизи города в утёсах издавна находилось место паломничества, чтимое буддистами, джайнами и индуистами, и в начале 7 века там находился небольшой пещерный храм Шивы; в этих местах и выросли храмы Эллоры. Создание всего комплекса обычно приписывают правителю Кришна-радже I основываясь на надписи в одной из пещер и на медной пластинке, гласящей, что именно он велел создать на горе «храм чудесного облика». В действительности же строительство видимо велось по меньшей мере при 3-х поколениях правителей.
Храмы Эллоры – настоящая сокровищница индийской пластики, в прекрасных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции, изображающие богов и других мифических персонажей, ещё и теперь, хоть и покалеченные временем, украшают храмы.
Истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласа-натха «Владыки Кайласы», высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайласу, гималайскую обитель Шивы. Грандиозный храм, неповторимый по выразительности и сказочный по богатству оформления, предназначался для хранения главнейшего символа бога – лингама, фаллического знака Шивы. Вытесанный в 8 веке этот храм весьма своеобразен по технике строительства. В пологом склоне горы строители вырубили траншею в виде буквы П, окружившую монолитную глыбу, а затем изваяли из неё храм, как гигантскую статую. Ширина всего комплекса превышает 90м, а высота храма – 29м. Здание высекали сверху вниз одновременно со скульптурным декором сложных и изысканных форм, так что храм как бы стоит на дне огромного котлована. Храм состоит из маленького павильона для священного быка Нанди – транспортного средства Шивы, и собственно храма, в котором находятся зал для молящихся и главное святилище. В полумраке зала видны сохранившиеся рельефы и росписи разного времени, а также изображение танцующего Шивы на потолке. На плоской крыше храма высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков и фигурами львов. Искусствоведы считают храм самым уникальным произведением искусства, созданным в Индии.
Дилвара Джайнский храмовый комплекс Дилвара, что в переводе с хинди означает «Утешитель сердец», называют «мечтой в мраморе». И не случайно. Из 5 храмов, входящих в комплекс – 4 представляют шедевры архитектурного зодчества. Ничем не примечательные снаружи (что делалось специально, дабы не привлекать внимание мусульман), внутри храмы поражают необыкновенной работой по мрамору - резные двери, арки, колонны, потолки, украшенные различными фигурами: нимф, музыкантов, лошадей, слонов – всё из белого мрамора. Работа настолько тонкая и ажурная, что невозможно поверить, что это мрамор – он кажется воздушным. Самый древний храм в комплексе был построен в 1031 году. 48 колонн его главного зала, вероятно, не имеют себе равных по декору, а купол из 11 чередующихся колец, одни из которых украшены фигурами людей, а другие – животных, поражает воображение. Другие храмы в комплексе были построены на 200 лет позже и отличаются такой же великолепной резьбой по мрамору.
Храмы Кхаджурахо В штате Мадхья Прадеш есть маленькая тихая деревенька Кхаджурахо. И хотя население деревеньки насчитывает не более 5 тысяч человек, здесь есть аэропорт – единственная деревня в Индии, которая может этим похвастаться. Причина тому – величественные храмы, построенные здесь более тысячи лет назад правителями династии Чандела и славящиеся своими эротическими скульптурами. В храме есть и множество других скульптур. Но именно любовные парочки, застывшие в разнообразных эротических позах, являются главным украшением стен храмов Кхаджурахо и привлекают сюда толпы туристов со всего мира.
Легенда рассказывает, что 11 веков назад жил в деревне брахман. У него была очень красивая дочь Хемвати. Однажды вечером девушка пошла к деревенскому озеру за водой. Все жительницы деревни уже набрали воды и ушли по домам готовить ужин. И решила поэтому Хемвати искупаться в прохладных водах озера. Однако, бог Чандра (Луна) увидел её с небес, был очарован её красотой и спустился на берег озера в образе принца. Он соблазнил девушку и они вместе провели ночь. На утро же он с ней попрощался и вернулся на небо. Он пообещал девушке, что у неё родится сын, который станет великим воином и основателем династии Чандела, которая будет править сотни лет.
Так оно и случилось. Сын вырос и стал могущественным и богатым правителем. Он построил 85 храмов во славу любви и страсти. К сожалению, только 22 из них выстояли в битве со временем и сохранились до наших дней. В течение 700 лет простояли они заброшенными и позабытыми, окружённые лесом, пока в 1838 году некий капитан Бёрт не «вернул их к жизни». Храмы ориентированы на восток, туда, где восходит солнце. Они расположены на открытой территории, не имеют окружающих их стен и стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы гораздо меньших размеров. Материал, из которого построены храмы - песчаник.
Большинство храмов посвящено Шиве, некоторые – Вишну. Есть также джайнистские и буддистские, и даже храм, посвящённый богу солнца Сурье. Самый величественный и хорошо сохранившийся храм в комплексе – Кандарийя Махадев. Английский археолог Каннингем насчитал 226 статуй внутри храма и 646 снаружи, все высотой почти метр. Практически все храмы Кхаджурахо обильно украшены скульптурными барельефами.
Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, воинов, любовников, фантастических животных являются своего рода рассказом о жизни того времени. Многие сценки – это обычные житейские ситуации: вот апсара подкрашивает глаза, как обычная женщина; а вот девушка-танцовщица вытягивает занозу из ноги; а вот погонщики ведут верблюдов; а вот там изнывающая от любви красотка пишет письмо своему возлюбленному.
Привлекающие наибольшее внимание посетителей эротические сценки изображают парочки или даже группки в самых разнообразных позах Камасутры. Есть даже эпизоды «на любителя», например, где один товарищ, демонстрирует своей подруге, закрывшей глаза в шоке, что любить можно не только женщин, но и лошадей. Количество сценок в храмах Кхаджурахо настолько велико и все они вырезаны с таким искусством, пластичностью, так реально и вдохновенно, что становится понятным, почему эти храмы называют «поэзией в камне».