Кувшинка

Меню сайта
Разделы дневника
Медитации [10]
(медитативные техники, техники для развития экстрасенсорных способностей)
Развивающие упражнения [9]
(память, скорочтение, внимание)
Творческие способности [1]
(творчество, креативность)
Развитие голоса, речи [4]
(упражнения для развития голоса, речи, дикции)
Физическое развитие [0]
(и все, что с ним связано: рост, мышечная масса, гибкость, ловкость, сила, похудение, набор веса)
Развитие интуиции [2]
(интуиция, чувствительность)
Наш опрос
Какие фильмы Вам более интересны?
Всего ответов: 2104
Мини-чат
Главная » 2009 » Ноябрь » 30 » Уроки вокала. Вокал - обучение. А. Клыков. «Глубокое дыхание , как база постановки голоса певца и один из факторов долголетия человека»
Уроки вокала. Вокал - обучение. А. Клыков. «Глубокое дыхание , как база постановки голоса певца и один из факторов долголетия человека»
19:48
Что представляет из себя певческий голосовой аппарат и как он работает в естественных условиях?
Теория правильной позиции голосового аппарата и работы его во время фонации построена на убеждении , что голос правильно поставленный по законам природы – растет и крепнет. Настоящий скромный труд посвящен молодежи , имеющей певческий голос , любящей пение и стремящейся совершенствовать свои вокальные данные.
Наша цель красиво петь. Красота звука зависит прежде всего от тембра (окраски) голоса , но при любом тембре звук становится тем полнее и красивее , чем больше он содержит в себе обертонов. Обертона появляются от соприкосновения звука с особыми полостями – резонаторами. Голосовой аппарат имеет пять резонаторов звука : грудной, полость гортани , полость глотки, ротовая полость и носовая полость. Если воспроизведенный звук способен будет обогатится обертонами во всех пяти резонаторах , то он предстанет перед слушателем в наиболее полном и красивом виде. Посмотрим как этого можно добиться. Использовать грудной резонатор можно при условии положения гортани ниже ее спокойного ординара (естественного положения) , т.е. когда она будет опущена. В этом случае образовавшийся звук в голосовой щели , находящейся непосредственно около грудной полости вызывает в грудной полости резонанс , обогащая тем самым звук. ( СЕФФЕРИ «Новая рациональная школа пения» ). Для приведения гортани в нижнее положение природа создала в голосовом аппарате две пары мышц : подъязычно-грудинные и щито – грудинные.
1. ПОДЪЯЗЫЧНО – ГРУДИННЫЕ парные мускулы , верхние концы которых прикреплены к средней части подъязычной кости , а нижние к грудине , во время вдоха (в момент расширения нижних ребер) оттягивают вниз подъязычную кость и тем самым дают возможность гортани занять более низкое (пассивное) положение.
2. ЩИТО – ГРУДИННЫЕ парные мускулы , укрепленные своими верхними концами на косых гребнях щитовидного хряща гортани , а нижними к грудине под подъязычно – грудинными мускулами, служат для активного удержания гортани в низком (пассивном) положении при вдохе и последующей фонации ( Д. Вербов «Техника постановки голоса» ) . Учитывая , что главным действующим фактором при образовании звука является воздух и что правильное дыхание есть основа пения , остановимся подробнее на характеристике типа дыхания нужного певцу.

В физиологии человека различают три вида дыхания : абдоминальный (брюшной) , боковой (нижне – грудной) , ключичный. Основным рекомендованным дыханием для певцов является – абдоминально – боковой т.е. смешанный тип , он называется костно – абдоминальным или грудо – брюшным. Осуществляется такое дыхание в две фазы : сперва берется брюшное дыхание медленно через нос с предельной глубиной и напряжением брюшной мускулатуры , при этом чувствуется будто уже нельзя вдохнуть ни малейшего количества воздуха , затем инспирационные мускулы, приводимые в движение поступаемым давлением вдыхаемого воздуха , расширяют нижнюю часть грудной клетки (легких) и вместе с набором дополнительного воздуха создают нужное внутри – брюшное давление. Такой вдох , с расширением грудной клетки в нижней ее части создает наиболее благоприятный режим для звукообразования без перегрузки голосовых связок. Почему нужно оперировать в пении с дыханием , основанном на большом певческом объеме легких ? Постараемся представить себе образно , как образуется звук в голосовой щели гортани. Центральная нервная система дает распоряжение при помощи нервных импульсов (биотоков) в голосовые связки произвести звуковой тон , которому соответствует определенное количество колебаний голосовых связок. Голосовые связки начинают колебаться по частоте соответствующей частоте нервных импульсов. Но чтобы получился звук . нужен воздух ,поэтому центральной нервной системой одновременно дается распоряжение в дыхательный орган , пропустить через голосовую щель из трахеи струю воздуха с давлением соответствующим звуковому тону. Давление воздушного потока здесь играет решающее значение для образования полноценного тона. Давление это называется ПОДСВЯЗОЧНЫМ и оно вырабатывается целым комплексом мускулатуры дыхательного органа голосового аппарата : ТАЗОВОЙ ДИАФРАГМЫ , ПРЕССА ЖИВОТА ,
ГРУДО –БРЮШНОЙ ПЕРЕГОРОДКИ , МЕЖРЕБЕРНЫХ МЫШЦ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ , ГЛАДКОЙ МУСКУЛАТУРЫ БРОНХИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ. Чем выше звук , тем большее число колебаний голосовых связок присуще ему и тем большее давление должно быть создано для воспроизведения такого звука. Это давление создается мускулатурой голосового аппарата (точнее дыхательного аппарата) . В этой связи певцу необходимо иметь ввиду следующую формулу : «СИЛА ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ ПРИ ФОНАЦИИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНА КВАДРАТУ КОЛЕБАНИЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК». Это значит что при пении нот имеющих удвоенное число звуковых колебаний давление дыхательного аппарата должно учетверяться. См. Алчевский «Таблицы дыхания для певцов»
Этот закон динамики сказывается и на свойствах резонаторов. Звуковая волна , образовавшаяся в голосовой щели выходит из гортани и распространяется по надгортанными полостям в зависимости от силы давления воздушной струи. Для ясности представления о распространении звуковых волн в надгортанных полостях – резонаторах знаменитая в свое время певица и педагог ЛИЛЛИ ЛЕМАН дает интересную схему из которой видно как звуки разных высот фиксируются в точках опоры носовой полости. Как видим распространение звука по надгортанным полостям идет по законам аэродинамики
и акустики , естественным путем без участия поющего. Звук фиксируется в точках опоры полости в зависимости от высоты звука
и следовательно , от силы воздушного давления дыхательного аппарата. Никакого влияния на изменение направления звуковой волны поющий физически оказать не может если гортань будет ниже ординара.
Естественно , что певцу необходимо, это ощутить опору звука в полостях верхних резонаторов , которая будет перемещаться все выше и выше по мере увеличения воздушного давления и высоты звука. Резюмируя вышеизложенное мы можем придти к очень интересному для вокалистов положению о действии голосового аппарата певца с точки зрения законов природы. Певцу необходимо уметь пользоваться дыхательным аппаратом и голосовой механизм будет формировать звук естественным образом . Следовательно все внимание должно быть сосредоточено на правильном дыхании как основе формирования звука, что же касается функций голосовых связок , то эти процессы должны быть переданы законам природы и ,большее, чем можно их стимулировать , это не вмешиваться в эти законы.
Некоторые преподаватели бояться , что большой набор воздуха . будет запирать дыхание при пении. Впервые это явление отметил в своем труде профессор Вербов , заключается оно в следующем : в глубине брюшных стенок , под обеими косыми мышцами , находится поперечная мышца живота , которая опоясывает живот с боков и спереди. Своим сокращением она суживает полость живота. Сокращение ее верхней части сдерживает растяжение диафрагмы. Ниже изложенные практические упражнения позволяют постепенно удлинняя цикл дыхательных тренировок достигнуть необходимой силы и эластичности нижней части мускулатуры , способной создать необходимое воздушное давление. Из сказанного мы можем установить , что сущность так называемой постановки голоса певца практически заключается в :
1. Развитии способности грудо-брюшных мускулов создавать большое давление воздушного потока.
2. В выработке хорошей певческой дикции.

П Р А К Т И К А

Какими же средствами и какими методами нужно идти к скорейшему достижению нужных результатов в постановке голоса?
Для указанной цели необходимо рекомендовать методику предложенную
О. Сеффери в его книге «Новая рациональная школа певца» . изданной в начале прошлого века и к сожалению забытой нашими учебными заведениями. Посмотрим какая разница между существующим у нас в стране методом постановки голоса и предлагаемым методом Сеффери.
Существующий метод постановки голоса основан на озвучивании каждой ноты диапазона певца , начиная с нот первой октавы , т.е. развитие мускулатуры голосового аппарата (точнее- дыхательного) . поддерживающей звук, проводится при помощи вокальных упражнений. Этот метод подразумевает в себе обязательную форсировку голоса , т.к. все ноты второй октавы диапазона
Ученика не имеют развитой мускулатуры для воспроизведения свободного звука , поэтому происходит естественный нажим на голосовые связки , что не может не отражаться отрицательно на их состоянии. При «хорошем» ухе преподавателя , когда оно слышит в звуке нажим на голосовые связки , то можно смягчать явление форсировки голоса , но ,в таком случае , развитие мускулатуры голосового аппарата идет очень медленно. Учитывая , что уроки по вокалу с преподавателем проводятся не более 2 – 3 раз в неделю .по получасу , в результате проходят долгие годы прежде чем учение сможет достигнуть развития инспирационно – экспирационных мускулов голосового аппарата , а с этим, и развития и нормальной постановки голоса.
В большинстве же случаев получается так , что учащийся неудовлетворенный медленным развитием своего голоса , принимается сам , в домашних условиях , ставить себе голос , без какой либо придержки в вопросах развития мускулатуры голосового аппарата. В результате теряется правильная позиция звукообразования , проводится форсировка голоса , а отсюда и порча голоса вплоть до потери. Что же предлагает Сеффери ? Долголетняя практика преподавания натолкнула его на мысль о применении метода постановки голоса на базе предварительного развития инспирационно – экспирационных
Мускулов , поддерживающих звук , при помощи без звуковой гимнастики легких. Если грудо – брюшное певческое дыхание , состоящее в цикле из вдоха , задерживания и выдоха – будем тренировать на увеличение по времени в секундах , то чем продолжительнее по времени певец добьется при помощи упражнений без звукообразования , указанного цикла дыхания , тем большую силу мускулов , поддерживающих звук – он приобретает. Ниже приводится предложенная Сеффери таблица №1 для упражнений без звуковым дыханием , несколько переработанная и упрощенная. Многолетний опыт со своими учениками подсказал Сеффери , что каждой ноте диапазона певца соответствует присущая ей продолжительность цикла без звукового дыхания. Тот же опыт показал ему , что 90 –100 секунд дыхания вполне достаточно для выполнения в совершенстве всех звуков диапазона каждого голосового типа. На этом основании Сеффери создает таблицу №2 – типы голосов , с указанием какой ноте диапазона соответствует продолжительность цикла без звукового дыхания в секундах.
(см. таблицу №1)
Ученик должен сообразоваться со своим физическим развитием и начинать упражнения с того числа секунд , которые ему по силам , но лучше всего начинать с первого упражнения , которое покажется довольно легким, и этого впечатления «легкости» нужно добиваться и для последующих упражнений ,
вплоть до последних – предельных.
Таблица № 1 назначается для развития дыхательного органа певца в связи с чем вдох по набору воздуха растянут в таблице до 30 секунд , поэтому следует приучать ученика , так же систематически , к вдыханию большого количества воздуха в возможно меньшее время , нужное для пения.
Лишь после того , как ученик усвоил себе максимальное дыхание в 95 – 100 секунд по таблице № 1 , можно приступить к нижеприведенным упражнениям таблицы № 3 , пока он не будет в состоянии вдыхать наибольшее количество воздуха в кратчайший период времени , определяемый в 2 секунды.

Следующая таблица № 3 покажет , как нужно упражняться , чтобы достигнуть цели.

Рекомендуя систематические упражнения в дыхании по несколько раз в день , Сеффери , на опыте своих учеников доказывает , что продолжительность обучения певцов постановке голоса - сильно сокращается.
Оригинальность метода постановки голоса по Сеффери , неизвестная до этого в мировой литературе по вокалу , заключается в том , что для каждого звука второй октавы диапазона певца , сначала подводится база мускульного развития голосового аппарата , обеспечивающего необходимое давление перед голосовыми связками с помощью без звуковой гимнастики легких и после этого только ставится звук (производится озвучивание) каждой ноты диапазона по таблице №2 в соответствии выработанному дыханию по таблице №1.
Следовательно , в процессе постановки голоса по Сеффери , вводится элемент точности цифры , четкость и ясность для самого обучающегося постановке голоса. Такой метод постановки голоса устраняет всякое представление о «регистрах» голосового аппарата ; устраняет форсировку голоса и неприятности со срывом голосовых связок и потерей голоса ; создает благоприятную обстановку для произношения ярких гласных и согласных и выработки хорошей певческой дикции ; сокращает время постановки голоса больше чем вдвое; дает возможность ставить голос в порядке самоучебы , в чем я убедился на собственном опыте.
Многие певцы и преподаватели рекомендуют упражнения с дыханием без звука ; мы в этом вопросе не можем пройти мимо заявления таких выдающихся преподавателей как Мануэль Гарсия _ сын Франческо Ламперти . которые говорили:
Первый - что подвергая легкие особому упражнению ,можно в высокой степени развивать их эластичность и мощность , причем описывая эти упражнения ссылался на знаменитого певца – Фаринелли . рекомендовавшего механические упражнения легких.
Второй – так же указывал , что «гимнастические упражнения дыхания могут быть произведены и без пения , в кресле или лежа в постели , что так же полезно для органов дыхания и здоровья».
Рекомендуют гимнастику легких без звука также преподаватели Дейша – Сионицкая , Сонки , Зверарди и др.
Сеффери пошел дальше вышеуказанных преподавателей , создав стройную и четкую систему упражнений в дыхании, увязав ее со звукообразованием , создав ,тем самым, базу для нормального и быстрого формирования и роста голоса.
Основное значение упражнений в дыхании по методу Сеффери , заключается не в том , как многие считают , чтобы набирать возможно большее количество воздуха в легкие , растягивая их , а в том , чтобы развивать и укреплять мускулатуру голосового аппарата , поддерживающую звук. Вот – основа этих упражнений. Набор количества воздуха в легкие зависит от конституции самих легких. Чем больше объем легких каждого индивидуума , тем больший объем воздуха он может набрать и от упражнений и дыхания объем воздуха мало увеличивается. Но занимаясь дыхательной гимнастикой , певец быстрее развивает мускулатуру голосового аппарата , быстрее создает базу для воспроизведения высоких звуков своего диапазона и быстрее овладевает дыханием ,т.е. распределением воздуха при фонации.
В книге «основы вокальной методики» в статье о без звуковых упражнениях в дыхании автор правильно подходит к характеристике этих упражнений говоря , что : «Как всякая гимнастика , всякая тренировка мускулатуры – дыхательные упражнения без звука ведут к развитию мышц и лучшей управляемости их работой , к большему подчинению мышц нашей воле… таким образом , упражнения в дыхании могут иметь положительное воздействие на работу голосового аппарата в целом , так же как и тренировка любых мышц , участвующих в голосообразовании» . Знаменитый драматический тенор Большого театра Иван Альчевский был воспитан на вокальной методике с применением без звуковой гимнастике легких. Д. Смирнов применяя без звуковые упражнения – развил певческое дыхание , поражавшее слушателей , о чем указывает в своей книге «Путь к искусству» - Лемешев С.Я.
Наконец нельзя пройти мимо такого уникального случая , когда Лемешев С.Я. сойдя со сцены Большого театра и в течении 6-ти лет бросивший вообще петь из-за болезни сердечных сосудов , вызвавших два инфаркта , после
настойчивых рекомендаций занялся дыхательной гимнастикой по методу Сеффери , в течении одного года восстановил свой голосовой аппарат.
С полной определенностью можно сказать , что предложенная Сеффери методика только лишь дополняет существующую методику по постановке голоса , проводимую с преподавателями.
Из изложенного выше мы видели , что для каждой ноты второй октавы диапазона певца требуется выработка присущего ей подсвязочного давления , передающегося в голосовые связки гортани с ощущением певцом «опоры дыхания». Следовательно , регулятором изменяющегося подсвязочного давления при пении для певца служит «опора дыхания» чем выше нота , тем больше подсвязочное давление и тем большая напряженность «опоры дыхания» чувствует певец в средней части грудной клетки (в подложечке ).
Для звукообразования в голосовой щели гортани , существует прекрасный практический прием передающий нужное давление воздуха в голосовые связки гортани , для образования тона звука , с применением озвученных букв «М» и «Н» , так называемый прием –«мычания» или «нычания». Озвученная в определенный тон буква «Н» – резко фиксирует место «опоры дыхания» с определенным напряжением дыхательного органа ; твердо фиксирует место «опоры звука» в головном резонаторе и при переводе буквы «Н» на любую гласную – создает яркость и свободу звука этой гласной.
Этот прием «нычания» необходимо использовать всем певцам и особенно начинающим , для выработки определенной «опоры дыхания» и уяснению – «каким местом надо петь». Возможно ли начинающему певцу самостоятельно , без преподавателя ставить себе голос по методике Сеффери ?
Из материала теоретической части можно установить , что ставить голос необходимо на базе трех основных моментов :
1. Правильного певческого дыхания.
2. Положения гортани – ниже ее спокойного ординара.
3. Формировании звука в надгортанных полостях , с обязательным использованием головного резонатора . при спокойной опущеной небной занавеске.

Из имеющихся типов дыхания для пения определен «грудо-брюшной» тип дыхания , как создающий оптимальные условия для звукообразования и звуковедения. Приняв к производству этот тип дыхания – учащийся приступает к 1-й фазе постановки голоса т.е. для каждой ноты своего диапазона вырабатывает мускулатуру дыхательного органа при помощи без звуковой гимнастики легких по таблице №1. Эта фаза постановки голоса вообще основана на совершенно самостоятельном проведении упражнений учащимся , без преподавателя. 2-я фаза - озвучивание каждой ноты своего диапазона , как мы видели , должно производиться при нижнем положении гортани и формировании звука в головном резонаторе. Но нижнее положение гортани устанавливается физиологически , без участия поющего , принятым «грудо – брюшным» типом дыхания , а формирование звука осуществляется в надгортанных полостях в соответствии с распространением его по законам аэродинамики и акустики , также без участия поющего. Все волевые функции певца сосредотачиваются на правильном «грудо – брюшном» вдохе воздуха и выдоха его с ощущением «опоры дыхания» в средней части грудной клетки.
Применяя «нычание» , для подготовки к озвучиванию гласных букв – этим же приемом проверяются и «опора звука» в головном резонаторе. Вот в этом и заключается вся премудрость правильного певческого звучания. Как видим , голосовой аппарат певца с технической точки зрения не представляет из себя большой сложности и может быть освоен каждым человеком.


Категория: Развитие голоса, речи | Просмотров: 9407 | Добавил: kuvshinka | Рейтинг: 4.0/2 |

Всего комментариев: 1
1 IrinaU  
0
Очень понравилась Ваша статья, где можно достать книгу Саффери "Новая рациональная школа певца"?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz