Кувшинка

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Apostol, kuvshinka  
Форум » Практический раздел » Саморазвитие » Теория инь - ян
Теория инь - ян
kuvshinkaДата: Пятница, 11.06.2010, 18:25 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 840
Награды: 10
Репутация: 6
Статус: Offline
Основы китайских натурфилософских взглядов были заложены еще в VIII-VII вв. до нашей эры в таких памятниках китайской мысли, как И-цзин (книга перемен), Ши-дзин (книга песен) и Шу-цзин (книга истории), но до сих пор эти идеи являются альфой и омегой для занимающихся традиционными китайскими системами психофизической подготовки и традиционной китайской медициной. Не разобравшись в сущности этих основ и взаимосвязи друг с другом трудно понять о чем идет речь в тех или иных источниках.

Теория инь-ян, одна из опорных в китайской философии, определяющая динамику Вселенной и ритмическую смену фаз во всех ее явлениях. В основном теория инь-ян формировалась во время династий Инь и Чжоу. Впервые понятия инь-ян встречаются в И-цзин (Книга перемен). В дальнейшем к этому вопросу обращались почти все школы философской мысли древнего Китая, углубляя и уточняя его. В трактате Нэй-цзин сказано: "инь и ян - закон Неба и Земли, великий каркас всего во Вселенной, источник изменений, корень жизни и смерти..." Этот отрывок отражает идею, что все предметы и явления имеют источник в инь и ян и могут быть проанализированы с точки зрения теории. Теория инь-ян не является сама по себе каким-то конкретным феноменом. Это теоретический метод, философская концепция, отражающая два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления, с помощью которых могут быть рассмотрены все явления макро- и микромира.

Согласно этой теории все существующие во Вселенной предметы и явления имеют два противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые в тоже время неразрывно связаны, взаимообуславливая друг друга, и отношения между ними являются основным законом существования мира. Она является обобщенным объяснением противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы.

Основные противоположные свойства инь и ян в традиционной китайской философии символизируются водой и огнем: "Вода и огонь являются символами инь и ян" (Нэй-цзин). Все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, возбудимость и сила относятся к ян. А все основные свойства воды, такие как холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь относятся к инь. Подобным же образом разные части и функции человеческого организма могут быть разделены согласно этой теории. Иньность и янность всех явлений не абсолютна, а относительна. При некоторых обстоятельствах инь может изменяться в ян и наоборот, любое явление может бесконечно делиться на инь и ян. Например, день - это ян, ночь - это инь. Каждый, однако, может быть разделен далее: утро - ян в ян, вторая половина инь в ян. Первая половина ночи ян в инь, вторая - инь в инь. Такое разделение любых явлений может производиться бесконечно. Инь и ян не только противостоят, но и взаимодействуют, взаимообуславливая друг друга. "Нет в мире вещи, которая не была бы этим. Поэтому говорится: "То возникает из этого, а это зиждется на том". Таково учение о том, что то и это взаимно порождают друг друга. Во всяком случае только тогда, когда существует жизнь, существует смерть; только тогда, когда существует смерть, существует жизнь; только тогда, когда существует возможное, существует невозможное и наоборот..." (Чжуан цзы).

Таким образом основными положениями теории инь-ян являются следующие:

1. Противоположность инь и ян. Теория инь и ян говорит о том, что все в природе имеет два противоположных аспекта, называемых инь и ян. Противоположность инь и ян проявляется в их способности противостоять и таким образом контролировать друг друга.

2. Инь и ян не могут существовать изолированно. Без ян нет инь, без инь нет ян. Без движения вверх (ян) не существует движение вниз (инь), без холода (инь) нет жара (ян). Как инь, так и ян являются условием для существования своей противоположности.

3. Потребляюще-поддерживающая взаимосвязь инь и ян. Два проявления инь и ян в любом предмете и явлении не фиксированы, а постоянно изменяются. Из-за постоянного конфликта и взаимодействия увеличение и уменьшение любого из них ведет к изменению другого. С одной стороны расход инь ведет к росту ян, с другой стороны прибавление инь идет к уменьшению ян. В нормальном состоянии взаимосвязь инь и ян находится в состоянии взаимною баланса.

4. Трансформирующая взаимосвязь инь и ян. В некоторых состояниях любой из двух может трансформироваться в свою противоположность: "Максимальный ян будет обязательно образовывать инь, а максимальный инь обязательно образовывать ян". (Нэй-цзин).

5. Бесконечная делимость инь и ян. Любой предмет или явление могут быть бесконечно разделены на два начала инь и ян. Часто, особенно в традиционной китайской медицине, используется разделение инь и ян на три ступени: большой ян - тай ян, средний ян - ян мин, малый ян - шао ян; большой инь - тай инь, малый инь - шао инь, снизившийся инь - цюэ инь. Единство двух первопринципов инь и ян - есть тай цзи. (Великий предел, высочайшая вершина), некий принцип, управляющий всем мирозданием. Существует множество графических изображений тай цзи. Две половинки чаще раскрашены в черный и белый цвета. Характерное построение рисунка напоминает, что инь присутствует в сердце ян и наоборот. Возможны другие изображения тай цзи. В целом во всех изображениях тай цзи преобладает идея круга, символизирующая совершенное единство, не имеющее ни начала ни конца и само в себе замкнутое.

Теория инь-ян распространяется на все стороны жизни человека, в том числе и на традиционные системы психофизической системы подготовки и традиционной китайской медицины. Все органы и ткани человека органично связаны между собой и могут быть разделены на два противоположных аспекта, называемых инь и ян. Применительно к анатомическому строению человека: верхняя часть тела - ян, нижняя - инь; наружное - ян, внутреннее - инь; внешняя сторона четырех конечностей - ян, внутренняя - инь; передняя сторона туловища - инь, задняя - ян... В зависимости от природы функциональной активности Чжан органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки, перикард) - инь, фу органы (желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, желчный пузырь, мочевой пузырь, три обогревателя) - ян. Однако в каждом органе существует и противоположный аспект. Таким образом, противоположный инь-ян проявляется в верхних и нижних, в наружных и во внутренних структурах организма. Любая часть содержит в себе инь и ян, и любая часть может быть классифицирована согласно теории инь-ян. Таким же образом на инь и ян могут быть разделены любые физиологические проявления организма. Функциональная активность относится к ян, а питательные вещества - к инь. Любая функциональная активность не может осуществляться без питательных веществ. С другой стороны функциональная активность - причина продукции питательных веществ в организме. Другими словами, без функциональной активности Чжан-фу органов вода и пища не превращаются в питательные вещества. Все меридианы также разделяются на инь-меридианы и ян-меридианы. Таким образом, взаимный баланс инь и ян в организме обеспечивает здоровье и долгую жизнь.

В Нэй-цзине сказано: "Когда инь стабилизирован, а ян надежно сохраняется - дух в гармонии, разобщение инь-ян вызывает истощение врожденной ци". Когда же равновесие нарушается, что проявляется главным образом в том, что одно из начал слишком усиливается, а другое слишком ослабляется, возникает болезнь. "Если верх берет ян - страдает инь, при победе инь наблюдается синдром "холода", при победе ян наблюдается синдром "жара". На основе регулирования соотношений инь-ян в организме сохраняется врожденная ци и не допускается вторжение в организм болезнетворных факторов. В соответствии с этим были созданы древними мастерами различные системы и методики сохранения здоровья и продления жизни.

Ян: Солнце, Небо, Огонь, Мужской, Круглое, Сильный, Горячий, Твердый, Светлый, Тяжелый, Внешний, Длинный, Движение, Полный, Большой, Высокий, Толстый.

Инь: Луна, Земля, Вода, Женский, Квадратное, Слабый, Внутренний, Короткий, Покой, Пустой, Малый, Низкий, Худой.

Теория инь-ян распространяется и на режим питания. В холодном климате или сезоне, который по своему характеру относится к инь, в пищу употребляется больше мяса, а также зерновых и овощей. В теплом климате или сезоне в пищу употребляется больше фруктов и овощей и меньше мяса.

Пищевые продукты, относящиеся к инь, обладают оздоравливающим воздействием на органы и системы с преобладанием инь (Чжан), пищевые продукты, относящиеся к ян, обладают оздоравливающим воздействием на органы с преобладанием ян (фу). Для ощущения молодости и здоровья необходимо употреблять в пищу продукты в пропорциях 5 инь к 1 ян.

Можно привести пример действия этих принципов традиционной психофизиологической подготовки, например, тай-цзицюань; где действие инь-ян проявляется наиболее полно. Учителя этого искусства любят повторять, что в основе движения лежит круг. Иными словами, любое движение в тайц-зицюань обусловлено чередованием инь и ян и развивается по кругу.

"Если есть (движение) вверх, то есть и (движение) вниз. Если есть вперед, то есть и назад, Если есть влево, то есть и вправо. Если мысль хочет двинуться вверх, То одновременно с ней содержится идея движения вниз".

При этом совершенно неважно, о чем идет речь: о ногах, руках или какой-нибудь другой части тела, ибо любые движения выполняются по кругу, являясь таким образом тайцзи. Разумеется, мастерство состоит не в выписывании идеально правильных кругов, но в постоянном присутствии в уме мысли (образа) круга. С идеей круга связана идея непрерывного движения. В соответствии с чередованием инь-ян движение перетекает одно в другое, будучи неразрывно связано одно с другим. Конец одного движения служит началом следующего, а начало следующего является концом предыдущего. Таким образом, занимающийся тайцзицюань подчиняется лишь ритму движения, став неким рычагом (осью), но отмечает как беспристрастный зритель чередование инь и ян. Все составляющие тайцзииюань независимо от того, о чем идет речь, о движении или об основополагающих принципах описываются в понятиях инь-ян или производных от них. Все части тела, в первую очередь руки и ноги, характеризуются полнотой и пустотой. При этом под пустым подразумевается инь, под полным - ян. Нога называется полной, когда несет на себе большую часть тела. Равное распределение веса на ногах считается серьезной ошибкой, ибо в этом случае отсутствует различие между инь и ян. Характеристика пустоты и полноты используется по отношению к рукам. Обычно говорят, что при пустой левой ноге левая рука тоже пустая и наоборот. Однако чаще говорят о руке ян и руке инь, рука, расположенная впереди, относится к ян, а позади - к инь, рука сверху также ян, снизу - инь, рука слева в основном - ян, справа - инь.

Среди взаимодополняющих терминов, характеризующих тайцзицюань, наиболее употребительны "подвижность-неподвижность", "открытие-закрытие", "мягкость-твердость". Однако подобно тому, как в сердце инь всегда содержится ян, неподвижность всегда есть подвижность. Отсюда следует, что символ тайцзи одинаково применим как ко Вселенной, так и ко всем населяющим ее существам и представляет собой естественный принцип вечного движения (рождения, роста, старения, смерти, вечного чередования инь-ян), включающего такие огромные системы, как атомы.

 
Форум » Практический раздел » Саморазвитие » Теория инь - ян
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz